Наверх

Рынок молока в США: аспекты эффективности

12.04.2017

За последние 17 лет молочный рынок в США показал достаточно серьезный рост: от 162,5 млрд. фунтов в 1999 г. до 212 млрд. в 2016 году.

При этом всё сопровождалось ростом средней производительности на корову от 17,763 фунтов в год до 22,774 за тот же период. Средняя цена на молоко в розничных магазинах США в 2016 году составила 3,29 доллара США (по данным портала Statistica).

По отдельным штатам в первой пятерке Калифорния (42,3 млрд. фунтов), Висконсин (30,1 млрд. фунтов), Нью Йорк (13,7 млрд. фунтов), Айдахо (13,8 млрд. фунтов), Мичиган (9,6 млрд. фунтов).

Следует отметить, что закупочные цены за последние 2 года упали на 40%, при этом для конечного потребителя они снизились только на 16%. Такая ситуация с ценами, высокая волатильность — это тренд последних 10 лет. В сентябре 2014 года цена на молоко на рынке достигла пика — $25,7 за 100 фунтов. Годом позже за 1 американский центнер сырья давали уже $17,50. К апрелю 2016 года показатели находились на отметке $15.

Компенсировалось падение частично тем, что и корм для крупного рогатого скота также упал в цене. Сам рост производства — тренд долгосрочный. Фермеры инвестировали в свои хозяйства серьезные средства и получили отложенный во времени результат. При этом в «плохие» годы в США та часть затрат, которые несет фермер на производство, остается прежней. Но при этом отпускная цена падает, а остальная часть цены, в которую закладываются переработка, транспортировка и логистика, остается прежней.

Государственная поддержка аграриев в США устроена достаточно логично и всеобъемлюще. Среди важных мер выделяют регулирование цен.

Механизм следующий: цен выделяют два вида — целевые (гарантированные) и залоговые. При гарантированных ценах реализация продукции идет по рыночным ценам, которая может быть больше или меньше целевой. И если рыночная меньше, то государство доплачивает разницу.

Таким образом, ниже гарантированной цены фермер не получит, что позволяет планировать свою работу на значительные промежутки времени. Залоговая цена — это фиксированная ставка денежной компенсации при сдаче продукции в Товарно-кредитную корпорацию.

Контракты необходимо выкупить в течение 9-и месяцев. Если этого не происходит, продукция переходит в корпорацию, а фермер получает фиксированную сумму. Также существует достаточно много разнообразных программ поддержки, например, «Продовольственная помощь», когда часть обоснованного повышения цен (к примеру, неурожай) государство компенсирует стимулированием спроса или деньгами.

Контроль качества на американском рынке обстоит следующим образом: каждый производитель молочных продуктов в США сталкивается с Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA — Food and Drug Administration). Эта организация имеет право отозвать любой продукт, кроме мяса и мясной продукции.

У каждого штата есть свои законодательные отличия, регулирующие качество продукции. В качестве примера — закон штата Вермонт, который заставляет маркировать все продукты питания информацией о содержании ГМО. Эта норма не прописана в федеральном законе, однако каждый штат имеет право самостоятельно принять подобный закон.

В случае со штатом Вермонт, если эксперты в первый раз выявят нарушение закона, то нарушитель получит предупреждение и будет обязан устранить выявленные недостатки. В случае выявления повторного нарушения производство как правило закрывают и выписывают собственникам солидный штраф.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ